Блаженный Иоанн Богомил

Катарская радость Гайдна

(Предания катарских замков)

Й.Гайдн
Й.Гайдн

    Особо хочу сказать о переживании катарской радости.

Катарская духовность финиширует особой радостью. О ней Гайдн писал в своих дневниках (разумеется, до нас не дошедших. Передаю вам то, что читаю в Мистической библиотеке):

 

‘Я встаю в пять утра и, преклонив колени, молюсь Божией Матери…’

Великим душам не до сна. Надо успеть исполнить положенную свыше миссию: написать свои сто с лишним симфоний, сорок с лишним сонат… Времени нет. Служение, разного рода дела…

О чем же просил Гайдн Царицу Небесную, встав на молитву, в пять утра?

О  д а р о в а н и и  р а д о с т и !

 

‘Каков источник вашей непреходящей радости?’ – спрашивали композитора лондонские интервьюеры. Гайдн отвечал:

‘В мире так много зла, горя, страдания! Радость доступна единицам. Я тридцать лет руководил оркестром в замке австро-венгерского князя Эстергази. И что же? Оркестр держался на моей энергии! Лики музыкантов мрачные, темные, пока я не поделюсь с ними радостью. А откуда радость? Только от Матери Божией!’

 

Гайдн говорил как истинный катар. Только радость несет утешение людям!

Мало рассказывать байки о спасении, возносить чаши, раздавать индульгенции или преподносить иные виртуальные ключи. Людям нужна радость, которая уврачует их, исцелит!

Души обременены тяжелыми долгами, земными узами… Радость есть свет духовный, свет нетварный, который исцеляет и преображает. Гайдн понимал это, и его музыка полна радости, радости!

 

Сколько радости несли миннезингеры! Радость исцеляет и подает новое рождение. Сколько ни осеняй себя крестом, ни кайся, ни ковыряйся в себе – пока нет радости, нет и рождения свыше. И даже, когда к тебе приблизится ангел, ты не сможешь порадоваться. Ты и ангела-хранителя своего предашь. Такова трагедия ложного пути…

Сколько радости в песнях средневековых народных певцов, лютнистов, мейстерзингеров! Гайдн в молодости слушал игру бродячих музыкантов, которой вдохновлялись капеллы Мангеймской школы. А народные музыканты хранили наследие катарских бардов.

Вся венская классика, как и европейская поэзия, вышла из катаризма.

 

Катарская радость. Как ее достичь? Победой над злом внутренним, над фатальной предписанностью.

Рыцарей Грааля называли победителями зла, одолевшими всю порочную сумму мирового зла(*) .

Основное переживание катарского перфекта (достигшего духовного совершенства) и рыцаря – беззлобие, доброта и особая просветленная радость человека, вышедшего из порядка жизни-смерти, вошедшего в царство вышней любви, побеждающей смерть. Ей нет цены!

 

__________________________________

 

(*) – На каждую из 1500 ипостасей божественной доброты существует своя карикатура, маска зла мирового.  Надо победить все 1500 химер зла, которые так или иначе запечатлены в людях, чтобы стать перфектом, совершенным и увенчанным – Авт.

 

Из книги Иоанна Богомила ‘Грааль: посвящение в белое рыцарство’

 

вернуться в раздел МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРФЕОН       Заказать диски

 

 

Гайдн. Симфония 101, ч.1.

Исп. Блаженный Иоанн Береславский и Сергей Кудринецкий