Юродивый иконописец

Тутунов Андрей Андреевич

Народный художник России Тутунов Андрей Андреевич
Народный художник России Тутунов Андрей Андреевич

 Современный русский художник Андрей Андреевич. Тутунов – признанный мастер, действительный член Российской академии художеств, академик, Народный художник России. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во многих музеях нашей страны, а также в европейских и частных коллекциях. Вместе с тем это мастер в своем роде единственный, не укладывающийся в традиционные стереотипы.

 

Выросший в религиозной семье, А.А. Тутунов унаследовал интерес к философско-религиозной, этической проблематике. Не сразу, с годами, в его творчестве стали звучать апокалиптические сюжеты, видения, предчувствия. Параллельно шел интенсивный внутренний личностный поиск, что также находило свое отражение в живописи и иконографии. Достаточно перечислить картины 'Покров Матери Мира’ (1985), ‘Волхвы, идущие в Вифлеем’ (1988), ‘Радуга над Россией’ (1983). Одна из последних иконописных работ – ‘Страждущая Богородица’, показанная на юбилейной выставке Российской академии художеств.

 

Выставки А.А. Тутунова многократно проходили в Москве. На них Андрей Андреевич стал выставлять религиозные картины. Одним из первых рискнул представить в живописи образ Христа. В 1993 году одну из своих персональных выставок целиком посвятил Божией Матери (серия из 13 картин ‘Жена Облеченная в Солнце’).

‘Я блуждал среди различных интеллектуальных соблазнов и, возможно, до сих пор скитался бы в поисках истины, если бы не милость Богородицы’. (А. Тутунов). В начале 90-х годов ему в руки попали откровения Божией Матери, идущие через Ее пророка о.Иоанна. ‘При чтении их моя душа восхитилась, пришла в экстаз. Моим исканиям, сомнениям пришел конец. Сердце успокоилось. Так я вошел в Церковь Божией Матери’.

С тех пор для А.А. Тутунова тексты откровений становятся неиссякающим источником вдохновения.

 

Мистическая тайнопись

    Российские откровения Божией Матери начались в 1984 году. Они стали продолжением грандиозной серии мистических событий, происходивших на протяжении всего ХХ века в разных странах мира. Христос и Божия Матерь открывались людям независимо от вероисповедания (иногда даже не верующим), указывая пути обновления христианства, пророчествуя о грядущих временах, совершая чудеса. Одним из величайших откровений такого рода является знаменитое Фатимское явление (1917г.), сопровождавшееся ‘пляской солнца’, которую видели десятки тысяч людей.

Божия Матерь говорила о наступающем веке Ее славы, раскрывая новые и новые аспекты Своей миссии: преображение мира, посвящение его Пренепорочному сердцу Богородицы.

 

В России происходит явление Богородицы православному боговидцу и мистику о.Иоанну в кафедральном соборе Смоленска у иконы ‘Одигитрия’ (Путеводительница). Начинается эпоха российского откровения. После знакомства с текстами откровений философия духовной живописи Тутунова становится все более смелой и актуальной. Отныне Пресвятая Дева – центральный образ его полотен. 

 

 

Размышляя над мистицизмом иконы ‘Державная’, чудесно явленной в 1917г. в час отречения от престола НиколаяII, как символ прямого участия Богородицы в судьбе России, художник создает новые и новые варианты ее сюжета. Но, кроме того, из-под его кисти выходят и новые оригинальные трактовки образа Пречистой Матери, воспринятые уже в контексте дня сегодняшнего. На иконописных полотнах Тутунова Дева Мария предстает как непорочная родительница душ, Соискупительница мира, олицетворенная Премудрость Божия, апокалиптическая Жена Облеченная в Солнце, покровительница юных и добрая небесная Мать.

 

По-новому раскрывается и образ Христа, через откровения, становящегося все более близким. Отныне это не недосягаемый ‘Пантократор’ римо-византийской иконописи, а агнец распятой Любви и небесный Жених, пришедший предуготовить человечество к великой брачной вечере на исходе времен.

Художник уделяет внимание и событиям русской духовной истории, ее героям и трагическим страницам. Под впечатлением книг блаженного Иоанна о Соловках, этой Голгофе ХХ века, А.А. Тутунов пишет серию ‘Соловки – Вторая Голгофа’, где страдания русского народа показаны с необычайной пронзительностью и эпическим размахом. Перед нами проходит галерея привычных святых (Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, патриарх Тихон) и новых, открытых и прославленных лишь в последнее время: м.Евфросиния Почаевская, св.Серафим Соловецкий (Умиленный), братство Соловецких новомучеников.

 

Российское откровение продолжается, и содержание его непрестанно обогащается новыми гранями. Получают новое толкование сюжеты и символы, некогда казавшиеся изжитыми и списанными за ненадобностью. Священный Грааль (голгофская чаша крови Христа, собранной Иосифом Аримафейским): великая и трагическая история западноевропейских катаров, мучеников любви, оклеветанных и уничтоженных римской инквизицией… Эти образы также получают свое отражение в творчестве художника, создавая впечатляющую, многогранную картину новой духовности, открывающейся миру.

 

Изобилие, в котором рождаются эти современные иконы, подчас изумляет. Сам Андрей Андреевич признает, что пишет их по наитию, интуиции свыше – картины-иконы создаются не столько им, сколько через него.

‘Мысль, что я могу стать иконописцем, казалась мне нереальной, кощунственной… Меня смущало, что я не вписывался  в образ традиционной исторической православной иконописи. Не дерзал думать, что Божия Матерь могла избрать меня своим художником-иконописцем’.

 

Всегда тяжело быть первопроходцем, а духовная живопись Тутунова  беспрецедентна и оригинальна не только по своим сюжетам и образности, но и по творческой манере. ‘Нерешительность, сомнения, осознание своего недостоинства всегда сопутствовали в работе над иконами и по сей день’, – признается художник. Действительно, можно ли было представить, что такие темы можно изображать не традиционным языком византийского канона (который, что уж лукавить, сегодня превратился в сухую догму, утратив всякую актуальность и выразительность), а в манере смелой, свободной и экспрессивной.

Сам мастер называет свой язык ‘корявым и юродивым’. Но достаточно посмотреть на его полотна, чтобы оценить необычайную свежесть, глубину и выразительность, пророческую новизну  этой манеры. Возможно, именно такой язык и благословила Божия Матерь для своих откровений, и не раз укрепляла Своего иконописца в часы духовного борения.

 

Он, как никто, умеет выразить то тайное, небесное, что незримо наполняет русскую природу и русский характер. Своей кистью, равно почтительной к человеку, природе и божественному миру, мастер связывает вселенную в неразрывное единство – единство любви. Очевидно, это и есть та правда Божия, в которую испокон веков стойко верит русский человек.

 

 

Художественный альбом ‘Андрей Тутунов’

заказать здесь 

 

Перейти в раздел СТАТЬИ