Христоверская богородица баронесса Екатерина Татаринова

Христоверская богородица баронесса Екатерина Филипповна Татаринова
Христоверская богородица баронесса Екатерина Филипповна Татаринова

 

Блаженный ИОАНН БОГОМИЛ

 

Баронесса Екатерина Филипповна Буксгевден-Татаринова. Во времена Александра I и Николая I – великая старица земли русской, христоверская богородица.

На первых порах своего служения напоминала фрейлину Александры Федоровны Вырубову Анну, а в последние годы, уйдя в народ и окончательно оставив светское общество – матушку Евфросинию Почаевскую.

 

Духовный кризис

От природы была исключительно одаренной, абсолютно не от мира сего. Получила самое прекрасное образование, какое можно представить в аристократических дворах и институтах Европы.

 

Брак с бравым воякой полковником-гренадером Татариновым оказался неудачным. Основной причиной разногласия супругов было девство.

О девстве баронесса могла говорить круглыми сутками. Девство несет тысячи преимуществ, открывает неслыханные потенциальные духовные возможности, делает человека счастливым. У Татаринова девство Екатерины Филипповны не вызывало ничего кроме раздражения. В первые годы он часто покидал дом, а позднее уехал вообще.

 

Единственным утешением оставался ангелоподобный ребенок, который, к несчастью, заболел и ушел в течение двух недель. Екатерина была в шоке, в отчаянии. Почему добрый Бог забрал ее любимого мальчика? за какие грехи? в чем она провинилась?.. 

Полная сомнений, молодая Екатерина странствует по православным монастырям в поисках старца. Исповедуется то одному, то другому. Задает самые сложные вопросы, но ответа не находит. Объездив пол-России, побывав почти во всех женских монастырях, Екатерина вернулась в Петербург, одинокая и безутешная.

 А нрав у Екатерины Филипповны был огненный, душа ревностная и верная. Уж если приняла что на веру – держится до последнего. Исполнена апостольского духа.

 

Христоверское учение

Екатерину потрясает  христоверский трактат под названием ‘Капли меда’. В книге говорится о горячей любви ко Христу, о цели целомудрия – уневестовлении Сыну Божию и дальнейшем вохристовлении. Христос входит в свою подвижницу-невесту, и та становится богородицей.

По обращении в христоверство матушка Екатерина испытала огромное облегчение. Старица писала в дневнике: О счастье быть нам вместе христовою невестой среди сестер и братьев непорочного зачатия. О как легко, легко, легко, и горе далеко. И позади сомнения, тоска и суеверия. 

Пройдя наставления у христоверческих кормчих, Екатерина сама стала кормчей.

 

Белый корабль матушки Екатерины

Михайловский дворец Павла I, где проживала в отдельных апартаментах, превратила в белый корабль.

Личность ее была столь обаятельна и духовна, что привлекала множество натур. Среди ново-посвященных христоверов были высшие офицеры, чины двора, государственные сановники, игумены монастырей, знаменитые живописцы (Владимир Боровиковский), генералы, миллионеры, князья (обер-прокурор священного синода и президент библейского общества князь Голицын), гофмейстеры, музыканты...

 

Екатерине Филипповне удалось создать подлинное братство, к которому тяготели придворные и офицеры. В братской семье Екатеринского корабля не существовало чинов. Екатерина была матерью всех 70 участников своего собрания. Во время собраний участники забывали про свои чины и предавались совместной молитве, братской трапезе, пению псалмов, хороводам и духовным беседам, столь высоко ценимым. Часто собрания в Михайловском императорском дворце посещали кормчие из других обителей.

 

В Екатерине Филипповне не было ни малейшей злинки, никакого осуждения. Не смела осуждать православную церковь. Ее обряды верны, говорила она на собраниях, верно и учение. При этом церковь обогащает свое сокровище пророческими дарами.

Придворные и народ ее буквально боготворили, видя в ней богородицу с прободенным сердцем.

Одевалась матушка Екатерина аскетично. По благословению старца Серафима Саровского носила длинное черное платье и повязывалась крестьянским платком... 

 

Серафим с Богоматерью в образе Екатерины Татариновой. Худ. Мария Леонтьева
Серафим с Богоматерью в образе Екатерины Татариновой. Худ. Мария Леонтьева

Образ царя-старца

Сколько скрывают летописи. Баронесса Екатерина Буксгевден-Татаринова находилась в тесном общении с императором Александром I (будущим старцем Федором Кузьмичом) и его семьей. Дружила с супругой царя Елизаветой Алексеевной.

Старице Екатерине неоднократно являлась Богородица. Через нее давала наставления императору Александру и императрице.

 

Елизавета Алексеевна часто приглашала Екатерину Филипповну на трапезы, сопровождавшиеся многочасовыми беседами. Екатерина к тому времени приняла христоверие как истинное христианство духостяжания, как довладимирскую богородичную духовность.

Александр I и Елизавета Алексеевна внимали словам Екатерины, когда та с пренебрежением отзывалась о монархии и царе, говоря: важно стать царем духовным, совершенным.

 

Александр принял от Екатерины мысль об уродстве имперской модели. Слишком много зла принесла монархия, слишком много людей страдало. Необходимы перемены. Осуществить их он сможет только приняв духовный подвиг. Социальные рекогносцировки бесполезны.

Необходимо прямое участие Христа и Божией Матери. Богородица, Она одна может спасти Россию.

– Что я могу сделать для отечества? – вопрошал Екатерину Александр I.

– Великий подвиг: оставить престол и уйти в старцы. Препоручите Россию Царице Небесной и увидите, каковы будут плоды. Россия станет Царством Божиим на земле и поведет за собой весь мир! Вы призываетесь к подвигу. Не должно ориентироваться на прошлое, на лучшие образцы монархического толка. Романовы должны принять совершенную духовность, и вслед за ними преобразится вся Россия.

 

Подобными пророчествами Екатерина Филипповна вдохновила Александра I в 1825 году оставить престол и уйти в странники после, якобы, внезапной его смерти.

 

Духовный подвиг

Многие Романовы принимали новое учение. Не согласен был лишь Николай I. Взойдя на престол после декабрьского восстания и исключительно симпатизируя официальной церкви, он начал репрессии против ‘сектантов’.

Религиозные инакомыслия были строго наказаны и ликвидированы как ‘языческое варварство’. Братьев по татариновскому союзу разослали по монастырям. Екатерину заключили в кашинский Сретенский, где старица пробыла десять лет.

Положение баронессы в монастыре было типично для ссылаемых монахов. Следили днем и ночью. Постоянно уязвляли и подозревали. Назначали унизительные для ее аристократического достоинства послушания. Много скорбей претерпела старица перед тем как стать великой наставницей, богородицей. 

 

Пять русских царей, ушедшие в народ: Александр I, Елизавета Петровна, Петр III, Михаил II Романов, Николай II Роанов
Пять русских царей, ушедшие в народ: Александр I, Елизавета Петровна, Петр III, Михаил II Романов, Николай II Роанов

Будучи мягкой и чувствительной по природе, в вопросах веры Екатерина Филипповна отличалась крайней твердостью. В тюрьме она пишет прошение на имя Бенкендорфа с просьбой высочайшего соизволения на освобождение из монастыря. Николай ставит условие: отвергни прежние заблуждения, откажись от сектантских убеждений.

 

Татаринова отвечает подробным письмом:

«Государь, вас ввели в заблуждение. Наш союз был чистым братством, украшением, а не соблазном для христианства. Я осталась жива благодаря моим дорогим братьям во Христе. Христоверство привело меня к покаянию. Я по-настоящему уверовала. Душа моя утешилась...

Ранняя церковь всегда отличалась множеством направлений, что не исключало общего соборного строя. Напрасно враги нашего движения придают значение хороводам и кругам. Совместный танец только сочетает нас и способствует ущемлению чувственной природы, благодатным образом воздействуя на внутреннего человека».

 

Николай остался равнодушен к письму Татариновой и приказал по-прежнему держать ее в монастырской тюрьме на правах опасной для государства сектантки.

 

Освободилась матушка Екатерина из тюрьмы в 1847 году. Окончательно ушла в затвор, при этом продолжая странствовать по России. Появлялась неожиданно то там, то здесь. У нее были десятки учеников. 

Казалось, ей открыто прошлое и будущее. Ее предсказания сбывались. Имя Богородицы не сходило с ее уст. Христоверское учение в ее изложении было столь высоко и прекрасно, что по-прежнему Екатерина Филипповна оказывала сильнейшее действие на своих слушателей. Особенно трогало их учение об агнце... 

Таков образ одной из самых прекрасных женщин в русской истории – русской богородицы.

 

 

 

Из книги Иоанна Богомила "Рыцарь беззлобия. Дневники, том 10"