"Светлые братья". Движение стригольников XIV века

"Светлые братья" стригольники
"Светлые братья" стригольники

 Движение стригольников возникло во второй половине XIV века в Новгороде и Пскове. Монашеская братия  именовала их презрительно «стригольники»: не то волосы они себе выстригали на макушке, не то стригли бороды в знак  своего непринятия поповского благочиния и вообще византийщины.

 

Стригольников можно считать чудесным оазисом катаризма на Святой Руси. Сильную оппозицию составляли они епископским сборищам. Летопись хранит скудные сведения об их восстании на стяжательство, поборы, ритуальную исповедь и причастие. Особо пишут об их отказе жертвовать земли монастырям.

Палачи-епископы требовали конфисковывать в пользу церкви  имущество преданных смерти еретиков.

 

Народ видел: что ни день невинные люди, изумительно чистые в образе  и свидетельстве веры, внезапно попадали в разряд преступников-еретиков. Их, злого слова никому не сказавших, мучили на глазах родственников и слуг. «Еще и имущество отбирают на помин души: мол церковь должна молиться, чтобы за гробом этому еретику в аду спалось спокойно...», с осуждением качал головами люд божий.

Светлые братья (как считали себя псковско-новгородские катары) считали нелепыми фарисейские требы: соборование, вычитка, отпевание. Открыто восставали на византийских иерархов: «Отец Небесный судить вас будет не по лицемерным молитвам, а по злым делам вашим!»

Добрые люди, теогамиты, катары, богомилы, христовцы
Добрые люди, теогамиты, катары, богомилы, христовцы

Упаси боже быть отпетым у такого! Лучше трижды сгореть заживо на костре и лично держать ответ перед Добробоженькой Божиим. Его-то суд всегда милосерден. Даже если не оправдает, ничего кроме добра не несет душе в загробном уделе...

Такого рода суждения ходили среди боженек-христолюбцев.

А как любили Светлые братья друг друга! Как трепетно богомыслили о Христе! Как обожали Богородицу! С каким благоговением вкушали из чаши, некогда бывшей в руках апостола Андрея Первозванного!

Тысячи шли за братьями, упокоялась душа от их сладких речей. Возносились горе, попадали в Царствие..

 

Иоанно-андреевская ветвь продолжала распространяться на  Святой Руси, угрожая вытеснить византийщину. В XV веке возникло теогамическое движение в Москве, Новгороде, названное в летописях «новгородско-московскою ересью».

Докопались до истины москвичи и новгородцы. Не испугались массовых казней. Пришли к выводу: иудейский Иегова никакой не бог, иудейский Христос — никакой не Спаситель, руах-элогим — никакой не дух святой. О какой «Троице» может идти речь?

 

Выходили с иконами Царицы Небесной. Да что  с иконами — саму Матерь Божию, новгородскую заступницу видели стоящей за ними, когда шли мученическим рядком, держа в руках Ее изображение. Шли, зная, что обречены, – как жертвенные свидетели, как женихи и невесты на Брачную Вечерю, как на пасху свою...

Праведные теогамиты и катары вернулись, вотеловились на Руси!

 

 Из книги блаженного Иоанна  «Династия деспозинов на русском престоле» 

            

(вернуться в раздел СТАТЬИ)