Блаженный Иоанн Богомил

"Мы обычные люди, но преимущественно

добрые. Жизнь есть умножение добра, а

умаление добра ведет к болезням и смерти".

 

Петр Веригин. Русские богомилы в Канаде

Петр Веригин
Петр Веригин

 

 Причина эмиграции духоборов

Люди добрые имели огромную популярность в народе. Фарисеи же гнали их до начала ХХ века (указ отбирать у молокан детей и воспитывать их в приютах соблюдался еще в правление Николая II - ред.)

 

В 1897 году синод принимает злодейское решение отбирать у ‘сектантов’ детей и воспитывать их в своих приютах.

Их ссылают в Сибирь, отдельно мужчин и женщин. Живут они в Якутии, в дальней глуши, куда и письма не доходят. Там умирает 80-летний отец Петра Веригина, сильно скорбит мать.

Да, вторая Голгофа…

 

Петр обращается к императрице, пишет ей скорбные письма, изливает сердце, просит: если в отечестве не дают жить по вере, пусть отпустят с Богом на все четыре стороны. И Александра Федоровна дает разрешение. Семь с половиной тысяч духоборов уезжают в Канаду. Толстой из личных средств оплачивает им билеты. С 1881 года Толстой не брал деньги за свои произведения (его гонорарами заведовала Софья Андреевна), но теперь он отступает от своего правила.

Изгнали, вытеснили из пределов России добротолюбцев, и, как некогда средневековых богомилов, приютила их другая земля.

 

Русские богомилы в Канаде

Канада не просто гостеприимно приняла духоборов. Канада была потрясена гиперборейским архетипом людей добрых.

Духолюбцы – точно пришельцы из иных миров. Их называли другой расой. ‘Какая честь: люди добрые с небес пожаловали! Таких людей у нас в помине нет. Милости просим!’

На пристани их приветствует огромная толпа. Но каково же удивление встречающих, когда те, сходя с палубы, бросаются в ноги каждому!

– Кому же вы кланяетесь, люди добрые?

– Божеству кланяемся, Христу живущему в каждом из вас! – отвечают русские светловеры. – Благодарим вас как живых спасителей. Разве не Христос надоумил вас подать нам приют в наших гонениях? Разве вы не Богоматерь, принявшая гонимого Христа?..

 

И такие были они опрятные, чистенькие, добротные, золотенькие – сказочные богатыри и девицы с лицами добрыми и сердцами щедрыми. О них говорили: ‘Никакие они не русские, а будто новая раса, что ли?’

 Не подумайте, что в Канаде жизнь была простой. Приходили к ним, испытывали. Сядет, бывало, гость по-американски, ногами на стол, плюет в пол, курит, сквернословит… Духоборы терпят, отвечают умноженной любовью. Иные пытались задирать духоборческую молодежь, но те не поддавались.

Канадцы покорились, сочли их людьми добрыми и святыми. 

 

Отношение к земле

Особое отношение было у духоборов к земле. Земля – как и море – мать непорочно рождающая.

Архетипическая вера! Речь идет о браке с землей, что для крестьянина важнее брака человеческого.

Земля – душа живая, тонко чувствует отношение к ней. Если любишь землю, благословляешь и орошаешь слезами умиленными – дает плоды стократ большие, и в свою очередь любит, хранит и покрывает. А если человек зол, то и земля, как говорил злобный Элогим в своем священном писании, про´клята за ‘грехопадение’ прародителей. А что проку с про´клятой земли?

 

Земля, как и человек, управляется Правью. Элогим землю проклял, а наш Бог благословляет ее. Потому у злых земля не плодоносит, сколько б ни было на ней крепостных, а земли добрых людей изобильно богаты.

 Соседние немцы-колонисты уважали христоверов за вегетарианство: не едят мяса, не убивают животных. Мало того что не убивают – считают за грех эксплуатировать животных как рабов. И животные отвечают им особой любовью.

 ‘Кого любишь, тот в ответ дарит любовь. Скот бессловесный может погубить человека, а может исцелить его’,– учили добрые люди. И не было среди них ни убийств, ни воровства, ни преступлений. Потому и не было нужды ни в каком законе.

Спрашивают их:

– Как же вы боретесь с преступлениями? Ни одного у вас убийства. И воровства нет, что ли?

– Как-то поймали на воровстве маленького мальчика. Один англичанин проезжал на велосипеде и приставил его к фонарному столбу. Мальчонка и открутил от велосипеда гайку...

– Ну а если кто всерьез буянит?

– Не припомним подобного.

– Откуда ж вы такие? С неба, что ли?

– Нет, мы обычные люди, но преимущественно добрые. Жизнь есть умножение добра, а умаление добра ведет к болезням и смерти. Мы целью ставим жить в добре, потому нет среди нас ни больных, ни смерти боящихся.

– Что же делаете с преступниками?

– Если сами не можем справиться, к братьям посылаем в другое селение. Там и излечиваются однажды добром и долготерпением.

 

Старцы гиперборейские полагали так: если не могут сами исцелить брата, нуждающегося в очищении, значит, не хватает золотых ключей. Тогда нужно отправить его к другим: попробуй-ка, поезжай в другую обитель, в другой скит, там и помогут тебе люди добрые.

Призывали духоборов, как канадских граждан, присягнуть английской короне и вступить в армию. Отказались. Тогда отняли у них недавно выданные земельные наделы и сослали в отдаленную провинцию Британская Колумбия, где им пришлось заново устраивать поселение… Но уже в 30-е годы число их увеличивается вдвое и рождается новый городок под названием Бриллиант, а в нем – огромнейшее фермерское хозяйство на десятки верст кругом.

 

Петр Веригин счастлив их преуспеванию, особенно духовному. Какая чудесная мирность между братьями и сестрами! И благодать отечества никуда не отступает. Земля плодоносит, как если бы российская. Питаются прекрасными фруктами, овощами, орехами и злаками.

Семьи у богомилов большие, до 10-12 детей. Воспитывают их часто матушки. Девица, принесшая обет девства, если входила в премудрость божию, уже к тридцати годам могла почитаться живой богоматерью. Многие приносили обеты, и сама народная Богородица покровительствовала им.

 

Богородица богомильская, духоборческая

По словам лидера духоборов, Богоматерь являлась простым мужикам. Вот что пишет Петр Васильевич в письме Толстому сохранились письма П. Веригина к разным людям по всему миру, в том числе и великим учителям:

‘Дорогой брат и учитель Лев Николаевич! Недавно сама Пресвятая Богородица явилась одному мужику, который ездил в лес за дровами. И чему, вы думаете, наставляла? Храм строить и молитву творить? Нет: учила как жить, наставляла, как надо людям бескорыстно служить, как их ценить, христосоваться при встрече, зла не творить…’

 

Реальная-то Богородица, выходит, богомильская да духоборческая! Не с римо-византийскими ортодоксами (мол, стройте храмы и творите молитвы розария), а с простыми мужиками да красными девицами, трубадурами и менестрелями – вот с кем ходила Матерь Божия!

 

Изумительно у духоборов понимание бессмертия

Человек еще на земле должен перейти в бессмертие (освободиться от травмы адаптационной перелепки), чтобы после уйти в добрые миры, где нет ни смерти, ни тления, ни страха, ни греха, ни зла. Отсюда, первое важнейшее делание – отказ от зла и непрестанное усилие в сторону добра. Другое, не менее важное – вхождение в бессмертие.

Петр Веригин много рассуждал об этом. Вот одно из таких рассуждений со ссылкой на слова Христа:

‘Бог говорит: если вера ваша с горчичное зерно, то гора сдвинется с места. И если моя вера в то, что я бессмертен, хотя бы с горчичное зерно, то я буду бессмертен и перейду в вечную жизнь.

Знание о бессмертии очень важно, потому что им побеждается страх смерти. Но поскольку человеку внушен смертный страх, важно побеждать смерть трудничеством деятельного бессмертия и укреплением миросозерцания бессмертного’.

 ***

Синодалы клеветали на духоборов: мол, заимствовали свое учение у иконоборцев, у ‘жидовствующих’, у буддистов... В действительности буддисты черпали древнее учение о бессмертии души из тех же источников, что и наши родные христы – от премудрости гипербореев.

Гипербореи учили: праведники переходят в светлые миры и становятся божествами, после чего как великие и малые христы сходят в концентрационные зоны земли, еще и еще утверждая свет среди тьмы и свободу среди подавляющего рабства.

Гонят их, гонят, и ничего не могут сделать, поскольку понаторевшее в богословии христианство, в действительности, исключает внутренний путь совершенства, акцентируясь на ритуале.

Люди же добрые, духоборы, презирают внешнее, ритуальное. Ищут для человека прозрения, озарения его внутреннего существа и видения Бога в ближнем. После чего преображается человек, просветляется и начинает сиять изнутри, служа великолепным примером для окружающих.

 

 

 По материалам книги Блаженного Иоанна "Династия деспозинов на русском престоле"

 

вернуться в раздел СТАТЬИ