Блаженный Иоанн Богомил

Паисий Величковский богомильским взором

Богомильская Богиня Дева-Мать
Богомильская Богиня Дева-Мать

      Паисий Величковский (XVIII век) – наследник Нила и Афонской горы.

       Какова духовная картина России в XVIII веке? Полная апостасия, пустыня после никоновских реформ. Никон правоверие (ортодоксию) называет православием, упраздняет духовность Прави и Слави... Учеником и наследником патриарха Никона можно назвать императора Петра I. Позорный эдикт 1722 года – предписание о доносе на исповедь – провоцирует раскол в церкви. Как?! Разве можно до такой степени презирать заповеди?! Человек исповедуется перед Всевышним... а на него ‘стучит’ священник, ‘лагерная сука’. Бог ты мой! Стoит однажды прийти на исповедь – распрощайся со светлым идеалом навсегда. Предательство – грех хуже убийства! На Руси – глубокий кризис веры. Паисий в поисках старца-наставника, водимый Духом Святым, уходит на Афон, как и Нил, где наставляется богомильской старческой традиции.

 

После нескольких лет пребывания на Афоне Паисий Величковский возвращается в Южную Буковину (Молдова, Валахия). К тому времени на Буковине собирается множество гонимых: богомилы с Балкан, гайдамаки, казаки, староверы... Наиболее миротворческое и толерантное место в мире! Здесь же несколько веков назад поселился кто-то из учеников Нила – бежавшие от гонений последние заволжские старцы.

Чудом сохранились трактаты Нила. Паисий читает труды своего предшественника и духовного отца и по сути продолжает ниловские реформы. Изучив в совершенстве греческий, переписывает десятки томов.

‘Книги порчены, – пишет Нил Вассиану Патрикееву, своему ближайшему другу и сотруднику. – Помнишь, Христос обличал книжников (соферимов), говоря, что они хуже фарисеев, называя их ‘сынами проклятия’? Знаешь ли, за что? Переписывая, перевертывают тексты, извращают в угоду светским и церковным правителям. До неузнаваемости искажают оригинал! Писания их служат соблазном для читателей и несут зло, вместо того чтобы умножать в добре’. 

Паисий принимается за перевод ‘Добротолюбия’ и переводит все пять томов. Вводит скитское киновийное общежитие, ‘умную молитву’ и школу подобрения в духе Нила.

 

‘У ВАС ДРУГОЙ ОТЕЦ’ (Паисий)

В письмах афонскому старцу Паисий обличает официальную церковь римо-византийского образца в двух великих преступлениях.

Первое преступление – ялдаваофизация Христа Римом: ‘привязка’ Царя помазанников к Ялдаваофу-Демиургу с вытекающими следствиями. 

Преступление № 2 – добрых древних старцев-богомилов ялдаваофизируют вслед за Христом. Гонят, убивают, а затем переворачивают их учение на противоположное, приписывая себе (!). Читая священные книги, Паисий видит целые вставные страницы из Ветхого завета: Паралипоменон, исторические книги, законодательство Моисея... Постоянные цитатки из Пятикнижия... Незаконно вводятся имена Демиурга: ‘Бог’, ‘Господь’, ‘Иегова’, ‘Элогим’ – слова, отрицаемые богомилами. У них – Отец Чистой Любви, Отец Добрый... ПЕРЕПИСЧИКИ СТАВЯТ ЗАПРЕТ НА НАШЕГО ДОБРОГО ОТЦА, в чем их обличал еще Христос: ‘Вы не знаете моего Отца. У вас другой отец, которого считаете творцом неба и земли – дьявол’. 

Паисий предпринимает великий подвиг. Укрепленный Богородицей Соловьиной горы, восстанавливает по оригиналам больше тысячи трактатов! Ему помогают несколько сотрудников, которым старец диктует переводы...

 

ПАИСИЙ ВОССОЗДАЕТ НА РУСИ АФОНСКУЮ СТАРЧЕСКУЮ ШКОЛУ

Особенно излюблено подвизание по двое. Братья или сестры видят друг в друге божество. Вступают в девственный брак. Занимаются доброделанием, предельно милосердны и услужливы. Нет ни первого, ни последнего. В сердцах возжигаются свечи. Двое становятся одно... Так приготовляются к Брачному чертогу девственники. Великолепно, великолепно, великолепно!

Во взаимном послушании братья освобождаются от родовых программ. Поклоняясь Богородице в умной ниловской молитве, обожают Божию Матерь. Рождаются свыше, усвояя добродетели ее Непорочного Лона.

 

Богомильская школа Афона резко противостоит Демиургу Ветхого завета и прославляет нашего доброго Отца. Иудейский бог – одиночка! – наставляет Паисий своих учеников. Иегова = ‘есть только он’: я-есть-который-есть /Формула тетраграмматона YHWH (Яхве): йихье-ашер-йихье – ‘есмь, который есмь’, ‘Я (и только Я) есмь Сущий’. – ред./. Ветхозаветный ‘вечный жид Агасфер’, бродяга, скиталец среди людей. И детей-то у него прямых нет, кроме ‘единственного’ Христа, как исключение... Законник, любитель мертвородного культа. Дистантный, сокрытый. Бездарный, гневливый, злопамятный...

Наш Отец – другой!!! Добрый, брачночертожный, обожающий и обоживающий. Окруженный детьми, которых рождает в превечном браке с Alma Mater. Благословляет детей сойти в мир как Отец. А по возвращении принимает... как Жених в Брачный чертог!

Наш Отец рождает детей непорочно по образу и подобию своему. Укрепляет в духе, посылает в мир на испытание – а затем, счастливый возвращению сына или дочери, приглашает к трапезному столу, который украшает самыми прекрасными яствами.

Таково испытание воина, именуемое рыцарством Амор Фино  /Amor Fino – утонченная любовь (катарский термин) – ред./.

 

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Паисий Величковский феноменально популярен. В его монастыре не 800, а более 3000 подвижников! Ученики рассеиваются буквально по всему миру. Лучшие из них основывают Оптину пустынь и Дивеево. Оптина просияла великим созвездием светильников. Одних только великих старцев – двенадцать: Лев, Макарий, Амвросий, Антоний, Варсонофий и другие!

 

ПРАКТИКА ПАИСИЕВСКИХ СКИТОВ

Важнейшее: ежедневный КАТАРСИС, победа над духом мира. Катарсис понимался не столько как исповедание страстей, сколько как разрыв с порядком мира, всецелый – мысленный, житейский, физический и т.д.

Достижение неотмирскости – первая заповедь катаризма! Стать не от мира сего – условие достижения святости. Но поскольку мир лежит во зле и похоти, то вторая ступень – исторжение зла, ПОДОБРЕНИЕ и победа над похотью – ДЕВСТВО. Вслед за ними – стяжание святого духа, брак с божеством как умное делание.

 

ДУХ СВЯТОЙ – СВАТ НЕБЕСНЫЙ

Дух Святой – Сват небесный. Так называли его богомилы. Дух Святой – Сват небесный. Сватает Отцу-Жениху душу-невесту, в чем заключается богомильское благовестие.    

Подлинная духовность – не в абстрактном созерцании, а восхи oщении ума в горний мир. Подобрение, раскрытие сердец, дела милосердия, несение креста против родовых программ и достижение ступени совершенного.

Особенное значение богомилы придавали ДЕЛАМ МИЛОСЕРДИЯ. К примеру, в годы русско-турецкой войны Паисий наставляет учеников: ‘Не различайте между своими и врагами. Топите печи днем и ночью, пеките пироги, хлеба. Кормите каждого голодного, лечите болящих и раненых. Всех любите одинаково. Всех любит наш дорогой Отец’. 

 

  

Из книги блаженного Иоанна Богомила «Иоаннова ветвь»

 

Вернуться в раздел СТАТЬИ