Кровь обращается в мирро мученическое.

                                    Блаженный Иоанн Богомил

 

Нил Сорский против Иосифа Санина 


                       Неодносложна мировая история. Периоды расцвета, доброты и света сменяются помрачением, злом. Универсальная духовность, ее цветущие оазисы сменяются кровавыми голгофами, аутодафе, гильотинами, пытками, расстрельными командами и стонами миллионов невинных жертв.

Минуем печальные страницы... Слишком много крови... Кровь обращается в мирро мученическое.

* * *

Опять оазис света! Нил – светлый старец XV века. Огненный столп богомильской духовности воздвигается против злодея в прямом смысле, поборника зла – Иосифа Санина.

 

Иосиф, игумен Волоколамского монастыря, имеет власть над самим великим князем московским Иваном III. Призывает к ‘твердой руке’, благословляет деспотизм, ходатайствует об умножении собственности монастырей... А в отношении инакомыслящих – ‘еретиков’ – требует смертных казней.

Приводит в пример Рим: жесткая иерархия, армия, крестовые походы, богатство кардиналов, беспощадная инквизиция... Тех, кто проповедует ‘неправильную веру’, ‘подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... И святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням!’

 

Против Иосифа в открытую выступает Нил Сорский. Старец отвергает гонения на инакомыслящих, в том числе религиозных, иноверных. Отвергает монастыри и монастырскую собственность. Монастырский путь считает бессмысленным ввиду отсутствия цели. Предпочитает скиты (подвизание по двое, по трое) или киновии (пять-десять подвижников под руководством святодуховского наставника).

Ниловцы-нестяжатели – противники стяжания благ материальных, преходящих. Стяжатели духа святого, духа Соловьиной горы (!), блаженств вечных. Иоанно-Андреева ветвь Нила чрезвычайно популярна на Руси. У старца много друзей и учеников среди аристократов (наиболее известный – князь Вассиан Патрикеев, бывший боярин)...

Вновь прямое противостояние сынов света и сынов тьмы – ниловцев и иосифлян!

Следуют гонения. Старцев сжигают вместе с книгами... К XVI веку скиты разгромлены. Увы, берут верх сыны тьмы с их доминантой зла: насилие, убийства, пытки, смертные казни... Зло, зло, зло... Ветвь Иосифа восторжествовала... ВРЕМЕННО. Зло всегда торжествует временно!

 

ПОСВЯЩЕНИЕ ОТ СОЛОВЬИНОЙ ГОРЫ

Расскажу подробно о преподобном Ниле. В 20 лет будущий подвижник в поисках Бога приходит в знаменитый тогда Кирилло-Белозерский монастырь. Что видит он? Алчность, бездуховность, карьеризм, извращения, ритуализм, фарисейство, холодносердечие... Сделать маленькую карьеру, вкусненько питаться и руководить слабенькими... Бесперспективность.

 

Разочарованный Нил отправляется на поиски старца, духовного отца.

Странствуя по Руси, Нил вступает в общение с немногими сохранившимися богомилами. Те советуют ему совершить паломничество... на Соловьиную гору (!). Традиционные жития говорят о ‘поездке в Малую Азию’.

Но речь именно о СОЛОВЬИНОЙ ГОРЕ! Гора Божией Матери, гора Брачного чертога сокрыта, не упоминается в хрониках.

На Соловьиной горе Богоматерь открывается Нилу, ставит печати веденца и благословляет отправиться на Афон, где ее престол.

ДОБРОТОЛЮБИЕ

Афон в XV веке неодносложен. Среди монахов достаточно фарисеев, но еще водятся старцы, и умная молитва не прекращается.

Постигая начала умного делания, Нил находит на Афоне огромную библиотеку с фолиантами древних святых отцов в оригинале. Подвижник не выходит из библиотеки. Изучив в совершенстве греческий, проводит в ней все свободные часы по благословению старца-исихаста...

На Афоне Нил впитывает азы богомилизма. Читает в оригинале катарские трактаты, проходит старческое послушание, учится стирать ветхое прошлое, заглядывая во внутренние замки... Достигает полного мира и блаженства. А блаженство понимается как вступление в диалог с Богом на безмолвном языке.

В афонских богомильских скитах Нил получает откровение о добротолюбии. Добротолюбие – не пять томов ‘святых отцов’, как полагают традиционно. Добротолюбие – духовность Афона!

 

Смысл добротолюбия: ДОБРОТА ИЛИ ПОДОБРЕНИЕ КАК ПУТЬ СПАСЕНИЯ И СВЯТОСТИ. Калофилия (греч.) – любовь к доброте против патологической, с точки зрения доброхотов, любви ко злу. Злолюбивые, пыточники – извращенцы. Им доставляет радость нести зло. Без зла себя не мыслят. Без насилия, оружия, кровопролития, без захвата власти, унижения, презрения – не видят себя!

 

Да, основная мания 84-й – любовь ко злу и презрение к добру... Духовная всемирная катастрофа на совести раввинов и священников с их преданностью источнику мирового зла – библейскому демиургу, Ялдаваофу.

 

Книга Блаженного Иоанна «Иоаннова ветвь»

(вернуться в раздел СТАТЬИ)