Богомильский христос

Ефим Васильевич Мещерский

Ефим Васильевич Мещерский.
Ефим Васильевич Мещерский.

Иоанн Богомил

 

Расскажу про одну примечательнейшую личность.

XVIII век. Ефим Васильевич Мещерский. Богатый меценат нежного рыдающего сердца. Уж как его оклеветали! Между прочим, князь, близкий к царскому двору.

Восстает на реформы голландского гея Петра I-лживого. Близок к стрельцам, казненным лже-Петром. Гонимый. Стоит за древлеправославие, за староверие, т.е. за докрещенскую Русь.

Будучи титулованным представителем знати - князем, Ефим Васильевич Мещерский долгое время управлял местным христоверческим "кораблем" в Звенигородском уезде Московской губернии. В свое селе Козьмадемьянском он устроил "дом Божий".

 

 

В часовенке у него стояла кадка воды, мощи, икона Смоленская Одигитрия, а рядом стеклянный колокол со стеклянным пестиком дивного звука, чудотворный звон которого воспроизводил пение херувимов и серафимов.

В Смоленскую Одигитрию он был влюблен. Про икону говорил, что это древняя протоикона, икона икон. Что она проявилась, когда приехали Иоанн и Андрей, она их вела. «В ней обитает Богородица, – он говорит. – Богородица и меня ведет».

 Князь Ефим Васильевич Мещерский был участником Северной войны и считал, что не погиб в Нарвском походе только благодаря образу Смоленской иконы Богоматери, который носил «на рамех». После окончания похода князь Ефим Мещерский дал обет построить церковь и поместить туда икону, для чего «ездил по деревням с образом за пазухой, веля бирючам кликать, чтобы народ собирался к нему поклониться чудотворной иконе». Домовая церковь князя Мещерского, куда и была помещена икона, была построена в том числе на собранные пожертвования. Перед иконой регулярно служили акафисты и вечерние богослужения «крестовые попы», т.е. священники, которые не имели постоянного прихода.

Икону считал чудотворной не только князь – многие шли поклониться святыне, а князь не только не препятствовал народному почитанию иконы, но и сам вел запись чудес, сотворенных по молитвам Богородице. К 1721 г. в тетрадку князя было записано 283 чуда. (К.Т. Сергазина «Хождение вкруг», М.,2015).

 

Великий был человек. Был очень богат, оставил свой дворец и перешел в часовенку. Стал каликом, ходил в простых одеждах как странник (у каликов была такая катарская традиция, они презирали одежды пышные, побрякушки). Зато в часовенке стояла кадка воды и мощи. И люди исцелялись: окропит водичкой, к мощам приложатся. Шли к нему тысячами. 

Князь Мещерский раздавал своим чадам орешки и сухофрукты, освященную воду как целительное причастие. Люди относились с трепетом к его дарам. От простых орешков с изюмом исцелялись и свято хранили в котомках во времена странствий.

 

Князь Ефим Васильевич очень симпатизировал богомилам, христоверам, принимал их, исцелял: святая водичка, радения, хоры… И как вы думаете?  Соловки…  

Императрица Елизавета Петровна ссылает его на Соловки.

 

Характер «противных благочестию» дел, совершенных Мещерским, состоял в том, что он созывал к себе в дом народ и устраивал богомолье не по установленным церковным канонам: начинал службу ударом в стеклянный колокол, который висел у него в горнице, затем кропил водою приходящих, раздавал им хлеб.

За эти вольности и новаторство в вопросах веры велено было Е.Мещерского содержать до кончины жизни его «в крепкой тюрьме» и под караулом, чтоб он ни с кем о вере никогда никаких разговоров не имел, лишен был возможности размножать «вымышленную свою прелесть» и совершать «противные благочестию дерзости», но «пребывал бы в покаянии и питаем бы был хлебом слезным…» (Узники Соловецкого монастыря. Фруменков Георгий Георгиевич). 

 

 

На Соловках его принимают как христа. Старцы полностью принимают богомилизм, говорят: это истинный посланник с неба.

Соловецкий остров, благоухающий мироточивыми мощами
Соловецкий остров, благоухающий мироточивыми мощами

 На Соловке встречают безмолвно

обжигающим обожающим взором.

Нарекают братишкой, другом, сыночком.

У старцев в ночи сердца мироточат.

Препровождают в гиперборейские зэков обители,

где встречают небесные их благотворители.

Старцы начертают им путь промыслительный

и Духа Светлосвята сподобляют наития.  

 

Блаженны старцы, хранящие тайны великие,

соловецкие золотые реликвии,

соловецкие бесценные кладовые.

Благословенны наши старцы святые!

Мощи их благоухающие и нетленные. 

Благословенны старцы благословенные! 

 

На Соловках он просидел пять лет.  Жена Авдотья Мещерская (урожд. Авдотья Тимофеевна Мышецкая) в покоях императрицы исходатайствует свободу, и  Ефима Васильевича освобождают.  

 

Затем, – виселица...

Хотят его по возвращении с Соловков повесить. И уже виселица готова. Ефим Васильевич на колени становится буквально за минуту перед казнью и кричит к Божией Матери. Находит облако… И тут все куда-то распадается-разлетается. Само основание деревянное затряслось, лобное место тоже, народ куда-то разбежался – никого нет, виселица с веревкой качается пустая.

Двое подошли и увели его.

 

С тех пор князь Мещерский Ефим Васильевич исчез.

Удостоился удела Александра I Благословенного – стал старцем. Стал богомильским христоверским христом.

 

 

 

По материалам Иоанна Богомила

 

Перейти в разделы: 

БОГОМИЛЬСКИЕ СВЯТЫЕ    

ПОЭЗИЯ Иоаннна Богомила