Мелхиседек Наумов

 

Противоречивость мифов об олимпийских богах в литературе

 

              ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ. Что может сказать о них обычный человек, не имеющий специальных знаний по филологии, археологии, культурологии, опираясь лишь на представления, полученные из общеобразовательных источников, произведений живописи, скульптуры, театра, кинематографа?

‘Зевс Громовержец, Афина Паллада, Афродита Урания, Аполлон... – персонажи древнегреческих мифов, запечатленные в искусстве европейской традиции’.

 

Но если сопоставить знание об олимпийских богах, взятое из мифов, ставших достоянием еврокультуры со времен Ренессанса, с тем как 2,5 тыс. лет назад олимпийские боги почитались и прославлялись многими народами, то откроется много противоречивых моментов.

 

Так, олимпийские божества принимали реальное участие в жизни людей того времени, и не только в религиозном понимании. НО В МИФАХ ОНИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТАК, КАК НЕ МОГЛИ БЫТЬ ПОЧИТАЕМЫ И ПРОСЛАВЛЯЕМЫ В ДРЕВНОСТИ.

Многое из жизни мифических богов сегодня неприемлемо. При этом известно, что нравственность людей того времени была выше, чем в наше время, о чем говорят исторические свидетельства. 

Здесь уместны слова мудрецов: КАКИЕ  БОГИИ , ТАКИЕ И ЛЮДИ’.

Возникают вопросы:

 кем и для чего созданы оскорбляющие олимпийских богов кощунственные мифы,

 и как сложилась судьба народов, их почитавших?

 

ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ В ЛИТЕРАТУРЕ

Давно напрашивается вопрос: как быть со многими древнегреческими и римскими писателями, поэтами, драматургами? У многих из них олимпийские божества представлены даже очень неоднозначно? Их что, всех подкупили?

Во-первых, не все они одинаковы, а во-вторых, мы знаем в основном только тех из них, кого одобряла римо-византийская церковь, благодаря ей они и стали общеизвестными, а их творчество – основанием еврокультуры.   

Древний афинский философ Платон (428— 348 г. до н. э.) был посвящен во многие тайны атлантической духовности Странствуя по странам Средиземноморья (в т.ч. Италии, Ливии и Египту), он участвовал в эзотерических мистериях и знакомился со свитками древних библиотек, хранивших знания непорочных богоцивилизаций.

 

Активное становление современной культуры началось с эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.). В это время литераторы боготворили древнеримских поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Богословы не уставая цитировали Аристотеля, наставника Александра Македонского. 

Любимые поэты императоров и светской элиты Рима ИЗ ЧИСЛА НЕНАВИСТНЫХ ВРАГОВ ‘ЯЗЫЧНИКОВ’ ВДРУГ СТАЛИ ДУХОВНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ ХРИСТИАН. Как такое стало возможным?   

 

Известно также, что именно в эпоху Ренессанса возродились и с еще большей силой разгорелись инквизиторские костры. Неожиданное, ужасающее совпадение! Быть может, эти поэты и философы, принятые на вооружение римо-византийскими христианами, были попросту одного с ними духа? Делали своим творчеством то же, что и европейские их последователи – ИНКВИЗИРОВАЛИ, НИЗВЕРГАЛИ ОЛИМПИЙСКИХ БОЖЕСТВ...   

 

ВЕРГИЛИЙ начинает творческую деятельность с того, что пастушков из поэзии древнегреческого автора Теокрита низвергает из божественных сфер в реальность Римской империи. В его первом произведении ‘Буколики’ они уже не дети природы, как у Теокрита, но отделены от божеств и служат, как и он сам, императору. 

Вергилий предсказывает рождение ребёнка, ‘который изменит жизнь на земле’, в чем христианские писатели видят пророчество о рождения Христа и дружно рукоплещут. 

Он также говорит о ‘золотом веке’, но в ключе, скорее, ‘Града Божия’ Августина, богослова римо-византийских христиан. 

Овидий и Вергилий - 'классики' античной греческой культуры, оказавшие сильнейшее воздействие не европейскую литературу, преподнеся искаженные и извращенные образы олимпийских божеств
Овидий и Вергилий - 'классики' античной греческой культуры, оказавшие сильнейшее воздействие не европейскую литературу, преподнеся искаженные и извращенные образы олимпийских божеств

В другом произведении, Георгики’, по просьбе своего покровителя Мецената, являвшегося министром и другом императора Августа, Вергилий призывает ветеранов войны пахать землю – ‘перековать мечи на серпы’, зовет к земле, к земному, плотскому, тленному...

Здесь же много говорит о величии любви, но – о любви земной.

 

В эпическом произведении ‘Энеида’ он много говорит о богах. Но о каких? Громовержцах, интриганах... т.е. о всё так же оболганных, и более того, добавляя им черт развращенного неуравновешенного человека.

Современники критиковали его за вольность, за вульгарные образы божеств, достойные в лучшем случае менталитета душевных, но никак не духовных.

Для того, чтобы это исправить, Вергилий ездил в Грецию. Намеревался пожить там года три и отредактировать поэму ‘Энеида’. По прибытии в Афины он посещает святыни, встречается с находившимся в то время в Афинах императором Августом, а затем вдруг возвращается в Рим. На обратном пути он заболевает и через некоторое время после возвращения умирает.

Перед смертью Вергилий хотел сжечь неотредактированную рукопись ‘Энеиды’. Многие авторы полагают, что именно римский император запретил ему делать это и что именно он повелел поэту возвратиться домой. Но известно также, – некоторые из числа его современников были убеждены, – олимпийские боги отвергли Вергилия.

 

Казалось бы, ‘Энеида’ – эпическое произведение, должное воспеть героев и богов. Но Вергилий пишет его по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей, а также для защиты династических интересов Августа, якобы потомка главного героя Энея.  

ВСЛЕД ЗА ПАСТУХАМИ И ВОИНАМИ ТЕПЕРЬ УЖЕ ГЕРОИ И БОГИ НА СЛУЖБЕ У ИМПЕРАТОРА.

Артемисса Галактотрофуса Эфесская
Артемисса Галактотрофуса Эфесская

ДРЕВНИЕ ГРЕКИ стремились к сочетанию олимпийским божествам сердцем, душою и телом.

Вергилий же был сочетай другому началу. ПРОСЛАВЛЯЛ И СЛУЖИЛ БОЖЕСТВАМ НЕЧИСТЫМ НА РУКУ И В УСТРЕМЛЕНИЯХ, НАЗЫВАЯ ИХ ИМЕНАМИ ДРЕВНИХ БОГОВ, НАДЕЛЯЯ СИЛОЙ И СЛАВОЙ ОЛИМПИЙЦЕВ.

А реальные олимпийские боги при этом не только предавались забвению, но и сохранялись в памяти поколений в недостойных оскорбительных образах.

 

Во времена Римской империи поэзия Вергилия была известна разве что в высших слоях общества. Судивший Христа Понтий Пилат был младше Вергилия на полвека, но и он, по-видимому, не читал его. Однако же в европейской культуре, особенно в момент её становления, Вергилий, имеет значение большее, чем Пушкин в русской. 

 * * *

Другой римский поэт, оказавший сильнейшее воздействие на европейскую литературу как законодатель моды – ОВИДИЙ, младший современник Вергилия, автор знаменитых ‘МЕТАМОРФОЗ’. Он был именно ‘законодатель моды’ и, при этом, по мнению императора Августа – зловредной (за что был сослан им в Томы на берегу Черного моря, римскую ‘Сибирь в 8 году н.э. до конца жизни. Поэт был наказан, как полагают многие исследователи, за свои аморальные стихи).

 

Овидий, происхождением из среднего сословия, всегда оставался идеологом класса заинтересованного в крепости императорского режима. Он даже пишет Фасты’ (Календарь), где излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии. Однако император Август, к которому он неоднократно обращался с просьбой о помиловании, был неумолим.

И причина здесь не в его эротической поэзии, модной тогда в светских кругах у молодежи.

 

Книги поэта были изъяты из публичных библиотек за объективный характер творчества Овидия. То, что у Вергилия скрывается за высокомерным религиозным пафосом римской идеологии, Овидий, сам того не желая, выставляет на всеобщее обозрение.

Овидий не верил в тех традиционных богов и героев, чьи похождения он со вкусом описывал в ‘Метаморфозах’. Такое отношение к мифам не могло не передаться молодому читателю, и это не входило в планы разыгрываемой мистерии, в которой Август видел себя императором, понтификом, воплощенным божеством. (Умирая, Август спросил своих друзей, хорошо ли, по их мнению, он сыграл комедию жизни (!)...) 

Победа Афины Паллады над злобной Арахной, посмевшей оскорбить олимпийских божеств
Победа Афины Паллады над злобной Арахной, посмевшей оскорбить олимпийских божеств

Еще один немаловажный аспект, объясняющий почему Овидий был ‘отвергнут’ – его поэзия была добрее и человеколюбивее, чем у его предшественников. С точки зрения имперской педагогики это было проявлением слабости, что недопустимо в деле воспитания подрастающего поколения.

 

* * *

Олимпийские боги продолжали влиять на жизнь людей. Даже если кто-то, будучи атеистически настроенным, как Овидий, ОТКАЗЫВАЛ МИФАМ В ИХ РЕАЛЬНОСТИ – СТАНОВИЛСЯ ДОБРЕЕ.

И наоборот, даже если поначалу и был известен как духовный и высоконравственный, но ВСЕРЬЕЗ ВОСПРИНИМАЛ ОЛИМПИЙСКИХ БОЖЕСТВ КАКОВЫ ОНИ В МИФАХ – ОЗЛЯЛСЯ.

 

Велика Артемисса Эфесская,

         препрославленная Царица небесная

межгалактического универсума.

Рыцарям девственным уневестена. 

Из богомилов, людей добрых Богомилица.

     Богородица Мать-кормилица.

     Отца нашего Боговидица  

 

не через «тусклое стекло» павлово, – а воочию. 

Шествие невест Новобрачною ночью.

   Копия храма Универсума на Большой Медведице.

   Матерь христов, солнечных богомладенцев.

Полуторатысячеипостасной на морской акватории –  

    СЛАВА и ГЛОРИЯ!


Катарский перфект Гильом Белибаст
Катарский перфект Гильом Белибаст

 Вспомним о судьбоносных страшных событиях, произошедших в Европе XIII века.

Прежде чем родился Данте, который потом написал, исполнившись духом Вергилия, свою ‘божественную комедию’, — на протяжении 30 лет в северной Италии, на юге современной Франции, Окситании и во многих других местах убивали добрых людей, катаров. С благословения ‘Святого престола’, его понтифика папы Иннокентия III, их всех от мала до велика из года в год уничтожали – их замки, селения, города... пока вся цивилизация ‘бономов’ не исчезла с лица земли.

 

Прежде чем появилась поэзия эпохи Возрождения, воспевшая любовь и оказавшаяся лишь пародией на миннезанг, — ИСТИННЫХ ПЕВЦОВ ЛЮБВИ СНАЧАЛА ВСЕХ ПЕРЕБИЛИ.  

 

Переселившиеся тремя веками ранее в западную Европу из Балкан КАТАРЫ БЫЛИ ИСТИННЫМИ НАСЛЕДНИКАМИ ОЛИМПИЙСКИХ БОЖЕСТВ. Все самое доброе, святое и праведное, чем позже могла похвалиться Европа, происхождением от них. Гуманизм, просвещение, истинное возрождение... – ради этого катарские мученики входили в инквизиторские костры с сияющими ликами и со словами: ‘БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!’  

Сегодня катары возрождаются. Возрождаются и олимпийские божества. ‘Лавр вновь зазеленел’, как и предсказывал 700 лет назад катарский перфект Гильом Белибаст (1321г.).    

Лавровые венцы победителей из рук олимпийских божеств опускаются сегодня на главы их достойных наследников.   

 

По материалам книги Иоанна Богомила "Олимп. Оправдание добрых божеств"  (из статьи М.Наумова «Олимпийские Божества в спектре гиперборейского архетипа»)