Блаженный Иоанн Богомил

Страстное как форма любви,

которая не может не страдать

Жанна Д'Арк
Жанна Д'Арк

         Христос не отменил страдания, как Будда, не изъял из нас начало болезни и не отменил физической смерти, но сказал, что верующий в него не умрет. Если бы отменил, то не смог бы оправдаться перед своим творением в том, что некогда попустил страдания и смерть; но учением о кресте любви оправдал изгнание прародителей из рая.

 

Страдание сохраняется, но как форма любви, которая не может не страдать. Болезнь остается, но как священное печаление, томление любви. Смерть остается, но как мистическая агапическая пасха, как переход в вечность царскими вратами.

Пасха и есть, собственно, победа над смертью каждого из нас. Оттого и успение святые отцы называли новым воскресением, и победу над смертью – вхождением вратами вышнего Иерусалима, дверью любви.

*

Православные молчальники, столпники, юродивые, исихасты, боговидцы, пустынножители, отшельники, скитяне, праведные отцы и матери истинного духа также знали тайну вхождения в пакибытийный свет. И достигалось оно не внешним аскетизмом, как пытаются представить в житиях святых сторонние наблюдатели учено-академического толка, но мистическим избранием свыше.

Аскетика вне мистики представляет род духовного соблазна и механического ‘плотского’ преемства от отцов: пост, бдение, самоумерщвление... – техника святости. В действительности же, пакибытийное сопребывание Христу (духовность христианина, его одновременное включение в пренебесный и земной миропорядок) домостроительствуется свыше и подается как мистический дар (касанием жезла Христова). И признак боговидца-созерцателя Христовых тайн – особая ревность в любви к Божией Матери, отличавшая всегда святых российских, их (современным языком говоря) посвященность Непорочному Сердцу. Через нее и давалось пакибытийное переживание Церкви, Христа и евхаристии.

* * *

       Без Божией Матери неизбежно впадаешь в одну из двух крайностей, упраздняющих крест Христов и Христа: в крайность умозрительного книжничества (юридический крест искупления, орудие пытки) или другую: упразднение креста.

Но над входом в купину начертан крест, и крест этот Христос называет легким и блаженным, и призывает учеников своих: ‘Придите ко мне, обремененные родовой программой, фатальной предначертанностью проклятого, безутешного креста! Страждущие, обремененные и безутешные, придите ко мне, и Я упокою вас. А упокоив, подам крест несказанной радости и вечного блаженства. Примите же его из рук моих и следуйте за мной’.

 

Царица первая прошла голгофским его путем. А затем, согласно литургическим и богословским текстам от святых отцов, уже по воскресении его неоднократно посещала Голгофу, хотя фарисеи искали выследить ее и убить...

Церковь состоит из тех, кто принимает крест из рук Христа и следует стезею, указанной Матерью соразмерного креста, Путеводительницей царского пути Пречистой.

 

 

По материалам блаженного Иоанна

                                                                                  

(вернуться в раздел СТАТЬИ)