Олег Андреев, художественный руководитель и дирижер Киевского камерного оркестра ‘Украинська спадщина', преподаватель Киевского Национального Университета культуры и искусств.

О книгах  Иоанна Богомила "Крещендо добра", "Фортепиано как орфеон", "Фортепианное евангелие М.В.Юдиной"

 

Отец Иоанн, познакомившись с Вашим творчеством, я понял, что встретился с совершенно уникальной личностью, с уникальным явлением в нашем обществе. Вы стоите ‘по ту сторону’ наших реалий: не противостоите, а как бы вливаетесь – не вливаясь. И в этом Ваша сила.

 

Для нас, тех, кто осознаёт современное положение мира как умышленно готовящуюся гибель человечества, как полное разложение нравов и абсолютное загнивание всего, в том числе искусства, Вы – надежда.

 

Для меня, человека, который посвятил свою жизнь искусству как высокому служению, заочная встреча с Вами дала уверенность в том, что не погибнет искусство – возродится то высокое, с мудрыми образами воспитания, с новыми концепциями морали, нравственности и духовности, которые так жизненно необходимы современному обществу.

 

Особое место в этой концепции я, как и Вы, отвожу музыке. Более всего потрясает Ваша школа музыки как возрождение утраченных архетипинеских начал.

 

Прочитал две Ваши книги: ‘Фортепианное евангелие М.В.Юдиной’ и ‘Фортепиано как орфеон’. Ваш гениальный трактат – многолетний труд духовного музыканта (я бы сказал, музыкального богослова и великого маэстро) – достоин стать настольной книгой не только для людей музыки, но для всей творческой интеллигенции. В нем каждый, от мастера до ученика начальной ступени, найдет все, что необходимо для постижения высшей тайны творчества, чтобы стать духовным воспитателем, приобщая человека к идеалам бессмертной истинной классики, которая черпает из божественных сфер, доступных разве что высокодуховным людям.

Эту музыку слышали гении – Моцарт, Бетховен, Чайковский, Гайдн, Рахманинов... И особое утешение в том, что ее читаете сердцем Вы – наш современник, который вживую может научить этому своих последователей сейчас и сегодня. Можно говорить о нарождающейся новой духовной школе музыки, и это крайне отрадно!

 

Ваша школа уникальна во всем – начиная с совершенно поразительных словосочетаний в Вашем труде (они как новые образования, формы в музыке, о которых хочется размышлять) и заканчивая извлечением музыки из божественного потенциала Вашего сердца, который раскрывает транскрипцию тона в зависимости от состояния Вашей души – ‘области ее извлечения’. И в зависимости от того, кому он адресован, звучит всегда по– новому и обоживает.

Никто из современных исполнителей даже не догадывается об этом! Если хотя бы маленькая горстка из них, ‘зомбированных на Листе’, услышала и восприняла то, чему учите Вы, – мир бы давно изменился.

Лист – абсолютный антипод Вам.

Вы даете музыке дышать, и от избытка духа она становится сакральной.

Я, как профессионал, неплохо разбираюсь в инструментах, чтобы сказать: то, что Вы делаете на фортепиано (по сути, ударном инструменте), вытягивая и придавая широту звуку, – гениально. Такое невозможно осуществить в листовской школе. У Листа, современного кумира, сила и смысл звучания – в мощи кулака, вгоняющего душу в состояние аффекта, заставляя ее задыхаться от вероломной агрессии. Звук в Вашем исполнении расширяется не как у Вагнера (за счет оркестровки), а за счет того, что отсутствуют знаки, общепринятые в музыкальной ‘грамматике’, – за счет сердечно-богомысленного звучания исполняемого произведения. Тоника льется и льется, увлекаясь в кружево оттенков, в бесконечность развития тематики, раскрываясь в выразительности смыслового содержания самой музыки...

Всё это я услышал в аспекте адажио Вашего сердца. Оно неподражаемо. Я бы сказал – это музыкальная философия, превосходящая во много раз словесную.

Ничего подобного не доводилось услышать до Вас, отец Иоанн. Вы – король адажио!

 

Помазанник блаженный Иоанн, Вы нужны как горный воздух в современном мире, потому что предлагаете композиторам и исполнителям ушедшие и давно забытые сферы высокой духовности.

Музыка, как и другие жанры искусства, без духовности приводит к развращенности, утрате ориентиров, полной деградации и вымиранию, что, увы, мы видим сегодня.

Как мессия, Вы пришли совершить революцию, в том числе в музыке! Это меня потрясает.

Выражаю, отец Иоанн, огромную благодарность за Ваши труды, за Вашу великую миссию и духовные подвиги, которые Вы совершаете ради всего человечества.

 

Ваш почитатель и поклонник – Олег Андреев    

Апрель 2015 г. Киев

 

перейти в раздел ОТЗЫВЫ О ШКОЛЕ И.БОГОМИЛА