Предлагаем выдержки из 11-томника Иоанна Богомила "Огонь покаянный"

 

Архиепископ Иоанн

О Г О Н Ь   П О К А Я Н Н Ы Й 

1982 год

1 том 

7. ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ БРАНИ

   Господь ведёт всякого к мироотречению, ибо, пока в глубине души теплится ставка на человека, не будет истинной веры.

Ведь нет ничего нелепее надежды на человека. Человек нелоялен уже тем, что смертен. Его завтра может не быть. Как полагаться на такого?

Пока ставишь на людей, жди плевков и обид — голгофы бессмысленной, ибо человеческие контакты имеют целью лишь обнаружить свою тщету.


НИКОГДА НЕ ДЕРЖИ СТАВКИ НА ЧЕЛОВЕКА, ПУСТЬ САМОГО БЛИЗКОГО.  ИСТИННЫЙ БЛИЖНИЙ — БОГ.

*

Христианское искусство заключено в способности обращать себе на пользу видимость творящегося зла: гонят — терпи, обижают — прощай, бьют — люби.

Свобода проявляется единственно в способности обратить роковые обстоятельства себе на пользу.

*

Неизбежность дурных обстоятельств для нашего преображения вызвана природой зла: падшесть заключается в неспособности воспринимать язык добра, на котором говорит Бог. В обращении божественных даров во зло нам. Злоупотреблением благодати, приписыванием себе, использованием в личных целях и пр.

Путь восстановления обратен: уметь из злой (с виду) ситуации извлечь максимальное добро, что возможно только смирением и изысканием покаянного смысла, смиренномудрого корня, подобно тому, как гордость мешала воспринимать адекватно добро Божее падшим ангелам.

*

Человек воздвигается на брань внезапным страшным искушением.

Чтоб никакая дрянь не прицепилась, не допусти и малейшего греха.

Пока блюдешь дистанцию (т.е. не вступаешь во внутренний сговор), ты гарантирован от бесов. Как только расслабился и испытал что-то личное к собеседнику, уже он пошёл тебе «сажать» .

*

Истинная брань начинается после преодоления страстей, когда в душе возникло сильное упование на Бога.

Бесы убивают, затравливают насмерть, удушают. Мою духовную мать старицу Марию Орловскую огромное стадо колоссальных крыс загнало на берег и понуждало её уйти в море. Но она в последний момент распластала руки и взмолилась: “Господи!” Крысы отступили.

Тяжела молитва в момент искушения. Демоны парализуют крест, язык.

Нужна сильная вера и великая надежда на Господа, чтобы не растеряться и окаменевшими устами сказать «Господни», одеревеневшими руками наложить крест.

*

Низшее знание даётся через смерть (умирание миру), высшее — через любовь. Но и то, и другое — свет.

*

Церковь Святая распятая свидетельствует: пекись о чистоте свидетельства.

Как печься о свидетельстве? Внимая себе наедине.

Наедине не допусти того, что не позволил бы при других. Наедине — всегда предстоишь пред Любящим.

Имей чистое, не эгоистическое свидетельство наедине. Будут читать по челу твоему, а там записано, каков ты наедине.

Когда пребываешь наедине — это самое ответственное время. Лишь будучи чистым наедине, в наибольшей степени жертвуешь для других. Больше всего для других можно сделать именно чистым свидетельством наедине, т.е. в абсолюте — молитвой.

*

Прощенный грех ещё не значит отпущенный.

Грех отпускается лишь когда проводник греха, дьявол, отступает с данным искушением. Многие прощенные грехи вновь разъедают душу, оттого что ещё не отпущены, и должна быть принесена жертва с целью отпущения их. Тогда Господь предоставляет человеку сотворить милостыню, претерпеть обиду, скорбь.

Бесы пытаются вновь войти в прежние места обитания, и так будет до тех пор, пока грех не искупится какой-нибудь жертвой, утратой, милостыней, т.е. — пока не отпустится.

*

Господь спросит за то, что скрыл, а не явил. Явленное очевидно, а Бог прозревает сердца. За сокровенное своё ответишь. Оттого — не допусти ни одной задней мысли, дабы миновать богохульное мытарство.

*

Многими скорбями, разочарованиями и открытыми ранами Господь отучает от ложных ставок на людей.

Отношения должны быть только керюгматическими в Боге: как только вступил в личный, спонтанный контакт, изменил Отцу, вступил в заговор отцеубийства.

Скорбями в мире Господь учит верной ориентации. Много надо пожечь дряни и мусора в сердце, чтобы прорезалась вера.

*

Веру убивает книжничество — супротивные духи подсовывают нам свои шпаргалки из истории Небесного Царствия (богословские писания) затем, чтоб человек не внимал себе и не молился.

Характер фарисея выражается в двух планах: одни принимают за Христа какого-нибудь лжеучителишку, авантюриста-самозванца. Другие распнут Спасителя за то, что посмел исповедовать не книжного Себя — а ЖИВОГО, т.е. прийти и называться без соответствующих справок из Священного Синода.

Где бумажное царство — там Бога нет.

*

Каждый из ближних есть отраженная частичка нас самих. Оттого, если хочешь составить свой собирательный портрет, т.е. знать себе цену, – суммируй всех, окружающих тебя, и получишься ЦЕЛОСТНЫЙ ТЫ. 

 

Из книги архиепископа Иоанна «Огонь покаянный», т.1. М. 2003 г.

 

Заказать книги и диски:  "Колирия"   "Книги России"  Обратная связь