Предлагаем выдержки из 11-томника Иоанна Богомила "Огонь покаянный"

 

Архиепископ Иоанн

О Г О Н Ь   П О К А Я Н Н Ы Й 

1982 год

1 том 

1. ОГОНЬ ПОКАЯННЫЙ КАК ОБРАЗ ВЕРЫ

   Основная мысль «Огня покаянного»: покаяние — это не первая ступень пути (как полагают многие восточные и прочие практики) и даже не исповедь, но ПЕРЕМЕНА ВСЕГО СУЩЕСТВА, миросозерцания и даже внутреннего состава человека, его ценностей, интересов, ближних. Весь человек меняется от начала до конца. 


Начни каяться — расступится тьма внутренняя, облегчится греховная чаша, и мир покажется сиятельным светом Божества.

*

Осознал: Бог, если и требует в жертву что-нибудь дорогое и близкое тебе, — только затем, чтобы посмотреть твою непривязанность к земному и воздать стократ по этой жертве.  

Так и вышло: что я ни пожертвовал Ему — все вернулось сторицей. Семью, маленькую,  – стократ вернул семьей церковной. Худенький даришко писателишки, в стиле Василия Васильевича Розанова, вернул с лихвой богодухновенными скрижалями. Восемь не выученных и брошенных языков вернул даром познания языка Божия, и даже языка дьявола.  Готовность оставить квартиру, карьеру, сложившуюся репутацию, привычных ближних, знакомых, разорвать сложившийся образ жизни привела к неслыханным результатам. Бог воздавал мне истинными ближними, чудесными осенениями, упокоенными наитиями и еще многими чудотворными знаками Своего присутствия и любви.

*

Смерть искупается распятием, бесноватость — безумием. Есть высшее состояние, при котором и распята душа и вера безумна, огненна, — в этом состоянии нахо­дились Апостолы в период своей проповедни­ческой деятельности.

От безумия мира сего есть один выход — буйство веры!

Пока не обезумеешь в Господе, не спа­сёшься. Меньше воды — ОГОНЬ ВЕРЫ!

Стихия современного православия: за­стойная болотная вода, одеревенелые тела. Стихия христианства будущего — огонь Свя­того Дyxa.

*

Все христианство сводится (в своей практически-экзистенциальной стороне) к сфере Святого Дyxa.

Это видно хотя бы из того, что миряне, в целом с сочувствием и пониманием отно­сящиеся к различным догматам и культам православной веры, становятся полностью нечувствительными, когда речь заходит о Святом Духе. Для них это неведомая земля, понятие “Дух Святой” им ничего не гово­рит.

Вне Святого Духа разум находится в ветхом состоянии — лишь Дух просветляет печатью.

Как отсюда важен аспект Святого Духа, и как он омертвело воспринимается современ­ным православием! Духа стяжаем.

Хотя ежеднев­но прикладываемся к образу преп. Серафима Саровского и чтим Его на литургии, а забыли завет стар­ца — о стяжании Духа!

*

Огненное, ревностное, истовое, страст­ное... Только такие эпитеты приложимы к истинному христианству. Истовая молитва, огненная ревность, безумие веры, беспредель­ность надежды.

Идёт эпоха Святого Духа. Душа, не вместившая огня Духа, обрече­на. Будем помнить это! Огонь прежде всего.

*

Изъяви крайность во Христе. Мир отрёк­ся от Бога — полностью!

Весь без остатка отрекись от мира и по­святи себя Христу!

Быть монахом — значит всецело жить Христом. Это степень избранных. Сколькие “званые”, но не “призванные”, сломали ко­пья близ Престола Господня, не допущенные ангелами!

*

Отречься от мира можно и вне стен монастыря. Для этого достаточно постичь иллюзорность светского образа жизни: подставной характер ближних, социальных игр и пр. Отречение — в отходе от человека как от конечной ценности.

Отречение от мира — только веха на пути. Последнее назначение на земле — быть принесённым в жертву. И нет благочестивей жертвы во имя Господа Распятого, принесшего Себя в жертву нам!

*

Наша надежда — Церковь. Церковь есть Храм всех сирых, без вести пропавших, гонимых.

Церковь есть посредница между людьми не от мира сего и ангелами.

Засилие в Церкви фарисеев с их культами — вре­менное недоразумение. Оно ничего общего не имеет с истинной церковностью: благодат­ной, любовной, аскетической, смиренной.

*

Христианская проповедь не в том, чтобы излагать Божественные знамения, имевшие место 500 и 1000 лет назад. Тайно, внутренне — кровь проливай, проповедуя! Иначе сердце солжёт, и не будет результата.

Этим сораспнёшься со Господом: проливая вместе с Ним кровь свою за ближнего.

Истинное свидетельство — на кресте. Должен принести себя в жертву, чтобы спасти другого.

 

Оставим христианство тепличное: кабинетов, гостиных и кресел. Скитайся, паломничай и претерпевай. БРОСЬ ВСЁ, и СЕЙЧАС, иначе за Христом не пойдёшь. Будешь идти за призрачным Спасителем, если тайно держишься за прежние привычки.  

 

Из книги архиепископа Иоанна «Огонь покаянный», т.1. М. 2003 г.

 

Заказать книги и диски:  "Колирия"   "Книги России"  Обратная связь